Главная » Статьи » Мои статьи |
Город Майский. История и современность Часть 1 В 1822 году при создании Кордонной Кавказской казачьей линии на территории Кабарды создаётся ряд военных укреплений, названных впоследствии «Кабардинской линией». По левому берегу Терека закладываются укрепления: Заречное, Пришибское, Урухское, Урванское, Кызбурунское (Баксанское) и др., с подчинением их Управлению Кабардинской линии в слободе Нальчик. Начало строительства Кабардинской линии связано с именем проконсула Кавказа – генерала А.П. Ермолова, который, находясь в Кабарде, приступил к осуществлению своей главной цели – обезопасить приграничные районы от нападений «непокорных горцев», построив ряд военных укреплений в самом сердце Кабарды. Главной задачей для этих укреплений была пограничная служба и охрана новой ветви Военно-Грузинской дороги, построенной в 1825 году, и, проходившей от станицы Екатериноградской по левому берегу Терека до Владикавказа, минуя Моздок. ![]() Укрепление Пришибское было построено на месте казачьего поста Пришиб (на казачьем наречии «Пришиб» означает крутой поворот реки, где к береги прибивает), располагавшегося в 15 верстах от паромной переправы через реку Малку, напротив станицы Екатериноградской и известного с 1819 года. Пришибское укрепление становится первым военным укреплённым поселением на новом тракте Военно-Грузинской дороги, где следовавшие в Грузию войска, почтовые кареты и экипажи делали остановку для отдыха. Первое описание укрепления принадлежит П. Зубову, русскому офицеру, посетившему Пришиб в 1824 году: «Укрепление состоит из четырехугольного земляного вала с глубоким рвом, обнесенным частоколом и пушками по фасаду». На Кабардинской линии в это время несли службу солдаты регулярной армии и казаки с Дона и старых Линейных станиц Гребенского, Горского и Моздокского казачьих войск. В таком виде укрепление застал и великий русский поэт А.С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ в 1829 году. Следуя по тракту «…Военно-Грузинской дороги, 16 мая он прибыл в Екатериноград. 18 мая выехал с оказией из Екатеринограда и ночевал в укреплении Пришиб, 19 мая выехал из Пришиба в укрепление Урухское». В августе того же 1829 года Пушкин снова останавливался в Пришибе, возвращаясь в Петербург. До 1837 года Пришиб в военных отчетах значится как «крепость» и постоянного населения не имеет. Для усиления охраны Военно-Грузинской дороги в 1837 году, военное командование приступило к заселению этого пространства двумя Малороссийскими казачьими полками. Связано это было с посещением в 1837 году Кавказа Государем Императором Николаем I. ![]() По случаю Высочайшего посещения командир Кавказского корпуса приказал 2-му Малороссийскому казачьему полку, занимавшему с 1833 года верховья реки Малки, представится государю в укреплениях: Пришибском, Урухском, Ардонском и Архонском поэскадронно. После блистательного представления в вышеназванных укреплениях, 2-й Малороссийский полк был оставлен в них на постоянное место жительства. 1-й Малороссийский полк был переведен из Кубани во Владикавказ и из него были отобраны женатые казаки и переселены во вновь образованные станицы. Для отвода земли станицам, а также для разбивки мест под станицы, из Тифлиса был прислан офицер корпуса, топограф, прапорщик Горшков, который и произвел свои работы под наблюдением Владикавказского коменданта полковника Широкова. Место для станицы Пришибской было признано здоровым по климатическим условиям. В мае 1838 года представленный проект заселения линии, состоящей из четырех станиц – Архонской, Ардонской, Урухской и Пришибской, был утвержден и направлен полковнику И. Г. Стоцкому для «немедленного приведения в исполнение». Из расселенного по станицам 2-го Малороссийского полка, был сформирован 1-й Владикавказский казачий полк, и началось строительство самих станиц. Что же касается планировки самих станиц, то они мало чем отличались друг от друга: как правило, в центре, на площади, возводилась церковь, от неё расходились улицы, здесь же ближе к центру строились общественные здания. В станице Пришибской первая церковь (деревянная) была освещена 8 января 1850 года. И лишь в 1905 году была заложена постоянная кирпичная церковь, получившая имя архистратига Михаила Архангела. Эта церковь, освещенная в 1907 году, и поныне стоит в северной части города Майского. Центральная улица станицы к северу от центра вела к кладбищу, первое захоронение на котором датировано 1825 годом. По мере того, как строились в станицах казачьи хаты, росла необходимость в хозяйках. Нужно было поскорее привезти семейства женатых казаков из Полтавщины и Черниговщены. Для этого был командирован, специальный отряд из холостых казаков: 4 офицера и 16 казаков от каждого под командованием поручика И. М. Тарнавского. ![]() По прибытии отряда на Украину, поручик Тарнавский произвёл сверку имевшихся у него списков семейств казаков, подлежащих отправлению на Кавказ, и начались сборы в дорогу. Крестьянские семьи, кто имел, стали продавать земельные участки, домашнюю рухлядь, скот. В августе следующего 1839 года семьи женатых казаков были доставлены в станицы Пришибскую, Ардонскую, Урухскую и Архонсую. Чтобы обеспечить неженатых казаков семьями в тех же Черниговской и Полтавской губерниях были набраны незамужние государственные крестьянки, пожелавшие переселиться на Кавказ. Это переселение вошло в историю как «Девичий набор». По описанию полковника Стоцкого станица Пришибская построена на реке Тереке в 20 верстах от станицы Екатериноградской и по плану прапорщика Горшкова в 1844 году ей отмежевано было в надел 9033 десятин и 54 сажени земли. В 1842 году в станице проживало 74 казачьих семейства, из них 67 душ мужского пола и 109 женского. С годами численность жителей станицы возрастает, так в 1844 году здесь значилось: «9 штаб и обер-офицеров, 29 урядников, 184 казака, 10 готовящихся к службе и 2 негодных к несению служебных обязанностей». Для пополнения станицы царское правительство в 1848 году переселило большую партию харьковских, черниговских, полтавских и воронежских крестьян и увеличило, таким образом, численность населения более чем вдвое. Данные за 1878 год гласят: «число дворов казачьих – 202, число душ мужского пола – 558, женского – 569». В это время также замечено появление и лиц не войскового сословия. Так, в этих же сведениях говорится, что «в станице имеются 2 двора принадлежащих не казачьему сословию с проживающими в них 17-ю душами обоего пола». В 1900 году станица Пришибская представляла уже крупный населённый пункт. В нем насчитывалось 248 дворов и проживало 1770 человек. В станице в это время имелись административные учреждения: станичное правление, одноклассное начальное училище, церковно-приходская школа, церковь, 2 мельницы, 4 торгово-промышленных заведения. Быстрые темпы роста численности населения станицы Пришибской после 60-х годов XIX века, привели к нехватке плодородных земель, отведенных станице еще в 1844 году. Это привело к тому, что в 80-х годах XIX века из казачьей среды станицы отделяются 45 – казачьих семейства и основывают недалеко от станицы 4 хутора: Пришибо-Малкинский 19 хозяйств, Церковный - 8, Поповский - 6 и Сарский – 12 хозяйств. Хутора оставались в подчинении Пришибского станичного правления и вели индивидуальное хозяйство. ![]() Огромное значение в жизни станицы имело проведение в 70-х годах XIX века вдоль западной её окраины железнодорожной линии, строительство которой было закончено в 1875 году. В трех километрах южнее Пришибской была построена небольшая железнодорожная станция «Котляревская». По описанию станция, представляла собой: два двухэтажных дома, первые в Кабарде, пакгауз, водокачка и водонапорная башня. В 1888 году рядом со станцией казаками было построено несколько домов. Организованное таким образом поселение получило название поселка «Пришибского». После окончания строительства Ростово–Владикавказской железной дороги и станции Котляревской близ неё появляются первые купеческие складские помещения и торговые заведения. Так, за 20 первых лет существования станции торговлей и скупкой сельскохозяйственной продукции занимались: купец II гильдии Иван Павлович Лукьянов – владелец станционной мельницы, складских помещений, расположенных на арендованной у Пришибского общества земле в размере 1500 квадратных саженей; мещане Тягуновы, занимавшиеся продажей скота и державшие мясную лавку; Фомины – владельцы складских амбаров и уроженец села Христианского Владикавказского Округа А. А. Абаев, владелец керосиновой лавки. К 1900 году в пристанционном поселке Пришибском насчитывалось 7 дворов при 41-ом жителе. В поселке находился ветеринарный врач 20-го участка, почтово-телеграфная контора, казенная и земская почтовые станции. В дальнейшем поселок, стал заметно расти, и к 1917 году в нем насчитывалось 50 жилых домов. В этом же 1917 году число дворов в самой станице Пришибской достигло уже 421, в которых проживало 3093 жителя. В начале ХХ века в станице возникают первые кустарные предприятия: водяные мельницы, маслобойные. Кожевенные, кирпично-черепичные заводы, лесопилка. В 1909 году на западной окраине станицы, за железнодорожным полотном, недалеко от реки Черек, немецкий заводчик Кондор на арендованной у казаков земле построил винокурню. Кирпичное здание – основной её корпус, высотой в трехэтажный дом. Первую продукцию спирта-сырца завод дал в 1912 году. Продукция для реализации вывозилась по железной дороге в центральные губернии России, а также гужевым транспортом в Нальчикскую слободу. Впоследствии, уже в советское время винокурня была преобразована в крупное промышленное предприятие. Для станицы и пристанционного поселка большим событием был ознаменован 1913 год, когда было закончено строительство железной дороги соединившей станцию Котляревская с областным центром слободой Нальчик. Станция Котляревская превратилась в железнодорожный узел, возросли товарооборот и перевозки пассажиров. Все это способствовало дальнейшему развитию, как пристанционного поселка, так и станицы Пришибской. ![]() Нелишне будет вспомнить и боевое прошлое казаков станицы Пришибской. В 1839 году приказом по Кавказскому линейному казачьему войску от 10 июля, 2-й Малороссийский казачий полк переименован во Владикавказский. В составе данного полка станичники принимали участие в Кавказской войне, о чем свидетельствуют архивные материалы. Так, согласно послужному списку казаки: Иван Шинкоренко, Ефим Лутай, Логвен Парфенов, Мирон Воробьев, Андрей Дибров, Григорий Самойленко, Андрей Хаустов а также урядники- Егор Качинов, Федор Филимоненко, Василий Жерлицын, Демьян Чумак и Емельян Вертёлка были награждены: светлобронзовой медалью в память турецкой компании 1853-1856 годов, серебряной за покорение Чечни и Дагестана в 1857, 1858и 1859 годах а также кресты «За службу на Кавказе». Шинкоренко Степан и Лубченко Александр являлись обладателями самой почетной награды - Знаков Отличия Военного ордена Святого Георгия. Следующей военной компанией для пришибцев стала Русско-Турецкая война 1877-1878 г.г. За эту компанию Георгиевские награды получи Казьма Гетман, Иван Кармалика, Тимофей Скорик, Алексей Шульга, Игнат Дьяконенко,Алексей Чумак и Григорий Белоконь. В 1882 году Владикавказский и Сунженский казачьи полки были объединены в один Сунженско-Владикавказский в составе данного полка пришибцы приняли участие в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. В боях на сопках Маньчжурии отличились и получили кресты 4-й степени урядники Павел Токарев, Яков Плиско, Петр Кармалико, казак Никита Козей а урядник Яков Кошуба кресты 4-й и 3-й степеней. Первая Мировая война, последняя война Российской империи, так же не обошла стороной станичников. Пришибцы покрыли себя славой как на Турецком фронте, так и на Западном. За почти четыре года войны к различным степеням самой почетной воинской награды, Георгиевскому кресту были представлены следующие станичники: подхорунжий Василий Кожуховский, вахмисты – Никита Казей и Яков Плиско, Яков Кошуба, урядники – Захар Скорик Аким Чередник и Василий Сиднев, Павел Токарев, Степан Лыков, приказный Федор Чумак, Андрей Мишанин, Василий Бездетко, казаки Василий Чечель, Андрей Милородов и др. Кандидат исторических наук Эдуард Бурда Иллюстрации: 1. Жилой дом в станице Пришибской. Фотография 1952 года. 2. Правление станицы пришибской 1910-е годы. 3. Церковь Михаила Архангела в северной части города Майского, бывшей станицы Пришибской. 4. Здание двухклассного начального училища станицы Пришибской. Фотография 1970-х годов. 5. Здание железнодорожной станции Котляревской. Современный вид. | |
Просмотров: 639 | |
Всего комментариев: 0 | |