Главная » Статьи » Мои статьи |
Русско-кавказские отношения в X – XV веках Часть 1. Установление тесных экономических, политических и культурных связей русского народа с народами Северного Кавказа произошло в глубокой древности и неразрывно связано с историей образования Древнерусского государства. В X веке Киевская Русь занимала огромную территорию от Балтики до Черного моря и являлась одним из крупнейших государств средневековой Европы, которое играло важную роль в политической, экономической, культурной жизни восточных славян[1, с. 38.]. Успешные походы русских войск в Византию, заключение выгодных мирных договоров продемонстрировали возрастающую военную мощь молодого государства. Утверждение христианства, переход к более развитому феодальному социально-политическому строю привели к новому этапу развития взаимоотношений Киевской Руси с ближайшими государствами. Стремление киевских князей к расширению территориальных границ и к установлению контроля над новыми путями, обратили их взоры на Восток и Кавказ. Именно к этому периоду относятся первые контакты Киевского княжества с северокавказскими племенами, которые зафиксированы в русских летописях и в трудах арабских историков. ![]() Первые упоминания в летописях о проникновении русских войск на Кавказ приходится на 913 г., когда они достигли берегов Каспийского моря. В 943 г. русские войска, под предводительством киевского князя Игоря, осуществили поход в Закавказье. Руссы взяли город Дербент, затем через Ширван, разгромив здесь войска ширваншаха, по реке Куре поднялись вверх и захватили крупнейший в то время город Закавказья – Берда[2, с. 457.]. По мнению А. П. Новосельцева, из Берда руссы ушли на Северный Кавказ, через Дарьяльский проход, бывший во владении союзного им аланского царя[3, с. 104.]. Этот поход стал первой крупной совместной военно-политической акцией руссов и аланов[4, с. 2.]. В Новгородской летописи упоминание об аланах – ясах встречается и в 965 году. Упоминание связано с военным походом киевского князя Святослава против Хазарского каганата, державшего в своих руках важнейшие узлы торговых магистралей устья Дона, Керченского пролива и устья Волги. Этот поход закончился полным разгромом хазарского каганата и покорением прикавказских народов – ясов и косогов. Сообщая об этом походе, русский летописец писал: «В лето 6743 (965 году), иде Святослав на козары; слышавшее же козары, изидоша противу с князем своим коганом и съступишася битися, и бивши брани, одолел Святослав козаром и град их Белу Вежу взя. И ясы победи и косоги и привел их в Киев»[5, с. 13.]. ![]() В данном случае речь, видимо, идет о тех аланах и касогах, которые находились в составе хазарского войска. Во время военных и торговых походов руссам не раз приходилось проходить через земли союзных им племен Северного Кавказа, не признававших власть Хазарского каганата и стремившихся освободиться от него[3, с. 98.]. Разгром князем Святославом Хазарского каганата имел важнейшие последствия для народов Северного Кавказа и Киевской Руси. Победа Святослава освободила аланов-ясов и касогов от хазарского господства и способствовала укреплению влияния древней Руси в регионе. С этого времени, вплоть до монголо-татарского нашествия, Аланское царство занимало доминирующее политическое положение в Центральном Предкавказье. Поход князя Святослава, по мнению В. А. Кузнецова, - последнее крупное событие в жизни Алании в Х веке. С походом князя Святослава связано и образование Тмутараканского княжества. Тмутаракань как город-крепость возник на месте древнего поселения около 965 года. Изначально в этих местах жили касоги, ясы, хазары, угры, готы, а со второй половины X века сюда начало постепенно проникать славянское население. Само название города, как считают лингвисты, было взято из тюркских языков. В первый раз это название упоминается в «Повести временных лет» под 988 годом, когда князь Владимир Святославович образовал там княжество и посадил в нем своего сына Мстислава, присоединив эти земли к Древнерусскому государству. Политическая подоплека этому заключалась в следующем. Киевский князь Владимир принял христианство и женившись на византийской царевне, должен был навсегда расстаться со своими прежними женами. Поэтому он сразу разделил свои земли между двенадцатью сыновьями, прижитыми в язычестве, с тем, чтобы вместе с ними удалить из столицы и их матерей. Себе он оставил только Киевскую область и право получать от детей «урок», или денежную дань. Далекая Тмутаракань досталась одному из младших сыновей – Мстиславу. Этот отпрыск норманнского рода Рюриковичей еще ребенком был удален на Северный Кавказ вместе со своей матерью «чехиней». Столицей удела Мстислава был Чернигов. Тмутаракань и ее земли входили в Черниговское княжество и на тот момент еще не играла важную роль. Приазовье, где Мстислав вырос, по персидской географии того времени называлась «Землей Касак». В этой Земле Касак молодой князь Мстислав стал своим человеком и при помощи ее жителей создал впоследствии мощное государство. О месте точного расположения столицы самого южного русского княжества стало известно много веков спустя после ее исчезновения. Так, в 1792 году в Тамани была найдена мраморная плита с надписью: «В лето 6576, индикта 6, Глеб князь мерил море по льду от Тмутороканя до Корчева – 14 000 сажен». Эта археологическая находка позволила точно установить местоположение города, который греки называли в разное время Томи и Таматарха. Арабы в свою очередь называли городом Тома (Али бен Саид Магриби). Русские летописцы называли город Томаторкань, а позднее Тмутаракань. ![]() Долгое время Тмутаракань, напоминавшая Новгород, служила убежищем для русских князей-изгоев, бежавших сюда как с севера, так и с юга. Став тмутараканским правителем, Мстислав Владимирович, получивший почетное прозвище Храбрый, всячески укреплял и расширял границы своих владений, ведя победоносные войны с хазарами, касогами, и другими народами. Подчинив себе Тмутаракань и в значительной степени окружающие ее земли, Мстислав постепенно перестал считаться с киевским князем и начал отдаляться от него. Он ослабил Хазарский каганат, наложил дань на касогов, заставил признать авторитет своего удела многочисленные тюркские племена, издавна не поддававшиеся никакой власти. Когда в 1015 году князь Владимир собирался в поход на мятежный Новгород, отказавшийся платить Киеву дань, Мстислав и его брат Глеб Муромский высказали открытое неповиновение отцу, не придя к нему на помощь, и только неожиданная смерть Владимира Святославовича не дала разгореться междоусобному столкновению. После победоносной войны тмутараканского князя Мстислава, в войске которого сражались ясы-аланы и касоги, с Ярославом Мудрым, итогом чего был раздел Киевской Руси по Днепру, Тмутаракань прочно вошла в состав Черниговского княжества. По описанию арабского географа XII века Абу-Абдаллаха-Мухаммеда аль Идриси, Тмутаракань представляла в то время цветущий город, окруженный возделанными полями и виноградниками, «где бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев»[6, с. 30.]. Взаимоотношения русских поселенцев с местными народами, несмотря на отдельные локальные войны, свойственные тому времени, оставались добрососедскими: между ними не прекращались взаимные торговые связи, и нередко они вместе выступали против чужеземных захватчиков. Так, по сообщению хроники «Тарихи Дагестан», против арабских захватчиков выступили не только дагестанцы, но и русские, которые пришли к ним на помощь. Когда стало известно о наступлении арабов, говорится в хронике, то горцы собрались «вместе, сопровождаемые войсками Русь, которые всегда поровну делили с ними добро и зло»[7, с. 6.]. Труды турецкого историка Мюнеджим-баши сообщают нам и о новых совместных походах руссов с аланами-ясами и сарирцами (Сарир-Авария, раннефеодальное государство на территории Дагестана в X веке)[8, с. 153.] на прикаспийские города. В 1030 г. руссы и аланы совершили новый военный поход на Ширван. В 1032 г. сарирцы, аланы и руссы, заключив соглашение, вновь нападают на Ширван. Там, а также в других местах они убили свыше 10 000 человек и оставались в стране десять дней, копая землю и извлекая деньги и имущество, которое спрятали там жители города. Союзники, возвращающиеся с богатой добычей, на пути попали в засаду, организованную Ширваншахом, подкупившим лезгин и табасаранцев, откуда спасся лишь небольшой отряд, включая и правителя алан[9, с. 90.]. В следующем 1033 г. «руссы и аланы вознамерились отомстить» и снова двинулись на Дербент. ![]() В 1054 году при разделе владений Киевской Руси между сыновьями Ярослава Мудрого, Тмутаракань была причислена к Северской земле и впоследствии всегда поддерживала с ней тесные связи. В начале 60-х годов XI века Тмутаракань стала одной из причин споров, возникших между Киевом и Черниговом; при этом она всячески пыталась освободиться из-под черниговской опеки и обособиться. После смерти новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого (1052 год.), его сын Ростислав стал изгоем и был вынужден бежать на Юг. Ведя борьбу за независимость, тмутараканцы не замедлили прогнать от себя Глеба, сына черниговского князя Святослава Ярославича, и посадили на княжение Ростислава Владимировича. Святослав Черниговский, в свою очередь, послав дружину, согнал Ростислава со стола и опять посадил там своего сына Глеба, но ненадолго, и вскоре Тмутаракань опять захватил Ростислав, которого активно поддерживали и соседние племена косогов. В 1066 году Святослав Ярославич в союзе с греками организовал убийство Ростислава, после чего Тмутаракань вновь попала в зависимость от Чернигова, и там опять сел князем Глеб Святославич. В 1078 году, не поладив с родичами, Олег Святославич бежал из Чернигова в Тмутаракань, где уже находились князья-изгои Борис Вячеславич и Роман Святославич. В ходе вооруженного столкновения Глеб Святославич погиб, после чего Олег Святославич вместе с князьями-изгоями осадил Чернигов, но неудачно. В итоге Олег был схвачен хазарами и увезен пленником в Византию. Покорившаяся великому князю Тмутаракань была вынуждена принять киевского наместника. ![]() В 1081 году в город прибыли другие князья-изгои, Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич. Они схватили киевского посадника Ратибора и восстановили независимость Тмутараканского княжества. В 1083 году в город вернулся из Византийского плена Олег Святославич, который в свою очередь прогнал из Тмутаракани Давыда и Володаря и сам сел княжить. Дальнейшие действия князя Олега были направлены на захват Черниговского княжеского стола; овладев, наконец, им, Олег Святославич прочно присоединил к нему Тмутаракань, фактически потерявшую независимость. После того, как Олег Святославич утвердился в Чернигове, а затем в Новгород-Северском княжестве, власть в Тмутаракани перешла в руки местных (абхазских и косогских) князей, породнившихся с русскими князьями через ряд династических браков. С усилением вторжений на Русь половцев в конце XI века Тмутаракань оказалась практически отрезанной от основных русских земель и, по-видимому, прекратила независимое существование, подпав под власть сначала половцев, затем Византии. Таким образом, прекратило свое существование Древнеславянское Тмутараканское княжество. В IX-XIII веках с развитием торговли контакты восточнославянского и кавказских регионов стали регулярными, что естественно способствовало увеличению численности русского населения на Кавказе. Основными торговыми магистралями в то время были водные системы Днепра, Дона и Волги, которые вели в Киев и Новгород. Особо следует отметить роль Волго-Каспийского пути в налаживании русско-кавказских отношений. Использование его русским купечеством не прекращалось течение многих столетий, в том числе и в период господства здесь золотоордынских ханов. Безусловно, это предполагало хорошее знакомство славян с побережьем Каспия, включая и устье Терека. Проникновение первых казачьих групп на Северный Кавказ, также связано с Волго-Каспийской магистралью. Примечания: 1. Толочко П. П. Древняя Русь. – Киев, 1987. 2. Греков Б. Д. Киевская Русь. – М., 1953. 3. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968. 4. Кузнецов В. А. Алания в X-XIII вв. – Орджоникидзе, 1971. 5. повесть временных лет. - «Хрестоматия по древней русской литературе». – М., 1962. 6. Омельченко И. Л. Терское казачество. – Владикавказ: Ир, 1991. 7. Русско-дагестанские отношения XVII – первой четверти XVIII в. – Махачкала, 1958. 8. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. /Под ред. Б. Б. Пиотровского. – М., 1988. 9. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента в X-XI веках. – М., 1963. 10. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 1. – М., 1960. 11. История Северо-Осетинской АССР. – М., 1959. 12. Саламов А. А. Из истории взаимоотношений чеченцев и ингушей с Россией и великим русским народом (XVI – начало XX века). /Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Т. III. Вып. 1, история. – Грозный, 1963. 13. Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. – Ленинград, 1967. 14. Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI- начало XX в.). историко-этнографические очерки. – М., 1974. 15. Блиев М. М. Присоединение Северной Осетии к России. – Орджоникидзе, 1959. 16. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XVI-XVII вв. – М., 1963. 17. Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско. Вып. V. – Нальчик: Эль-фа, 2001. 18. Шкловский В. Земли разведчик Марко Поло. – М., 1969. 19. Виноградов В. Б. Через хребты веков. – Грозный, 1970. 20. Гнеденко А. М., Гнеденко В. М. За други своя или все о казачестве. – М., 1993. Кандидат исторических наук Эдуард Бурда Иллюстрации: 1. Сергей Иванов, Торг в стране восточных славян, 1909 год. 2. Сражение войск Святослава Игоревича с войсками хазарского «князя Кагана». Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века. 3. Хазарский воин с пленником. Рисунок Нормана Финкельштейна, по мотивам изображения кочевника на кувшине из Надьсентмиклошского клада. 4. Святослав Игоревич (по описанию Льва Диакона). Фёдор Солнцев «Одежды Русского государства». 5. Изображение Олега Святославича на княжеской монете. | |
Просмотров: 41 | |
Всего комментариев: 0 | |